добавить в избранное       сделать стартовой

АВТОШКОЛА

Категория "B"
в Киеве

ТЕХОСМОТР

Государственный техосмотр авто

ASSISTANCE

Помощь в дороге

ЭВАКУАТОР

Служба эвакуации

ЭКСПЕРТ

Обучение персонала

TRADE-IN

Комиссионная площадка
Богдан 2110: новое прочтение классики

"If in doubt, flat out!"

Летучий шотландец - Colin McRae

"If in doubt, flat out!"

Летучий шотландец - Colin McRae


Автор: Киркиш Виталий
11:35 13 июня 2010

Поделиться:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com

 

Досье Колина МакРея (Colin McRae)

 

Дата рождения: 05 августа 1968

Место рождения: Шотландия, Ланарк
Команды: Subaru, Ford, Citroën, Škoda
Штурманы: Дерек Рингер, Никки Грист
Первая победа: 1993 ралли Новой Зеландии
Последняя победа: 2002 ралли Сафари
Этапы: 146
Победы: 25
Подиумы: 42
Чемпионские титулы: 1 (1995)

 



 

1996 год. Разговор с чемпионом

«Вы знаете, на трассе нужно быть очень уверенным. Прошлый год стал ярким примером. После этапов в Монте Карло и Швеции, где мы выступили не очень хорошо, мы поставили перед собой цель и начали добиваться ее. Что и привело нас к успеху».

Тот сезон принес титул Чемпиона мира, пожалуй, одному из самых ярких раллийных пилотов. Но, не смотря на раллийную предысторию своей семьи, Колин никогда не думал, что он пойдет по стопам своего отца – пятикратного чемпиона Великобритании Джимми МакРея.

 

 

«Нет, нет, нет. Вы знаете, хоть мой отец и участвовал в ралли, меня больше интересовали кольцевые гонки. И я даже никогда не думал, чтобы принять участие в этом виде автоспорта. Такое желание возникло у меня лет в 16-17. Только тогда я серьезно задумался над этим. Если вы полны уверенности и сказали себе, что хотите и можете это сделать, то садитесь за руль и у вас все получится».

В 1987 г. МакРей дебютировал на чемпионате мира по ралли (WRC) в Швеции. Штурман Майк Броуд потерял счет тому, сколько раз они оказывались в сугробе. Но скорость шотландца дала о себе знать. Он засветился на международном уровне, и его успехи не остались незамеченными!

 

 

 

 

 

Начало истории
Subaru (1993-1998)


А начиналась история с древней японской сказочки: Субарочка-Импрезочка.
Жили были Prodrive и Subaru. И был у них спонсор 555. Снес как-то спонсор машину. Да не Legacy, а золотую. Точнее сине-золотую. Машину били-били – не разбили. А МакРей сел в нее, рулем махнул, машинка врезалась и разбилась. Плачет Prodrive и Subaru, а МакРей им говорит: "Не плачь, Prodrive, не плачь, Subaru: подарю я вам титул чемпиона мира по ралли. И не один, а целых 3".

 

Так и он сделал, но об этом чуточку позже. Оставим пока японский фольклор и перенесемся в конец 80х годов, когда руководство компании Subaru приняло решение начать программу участия в чемпионате мира по ралли, вести которую было доверено британской фирме Prodrive. Дэйв Ричардс, глава компании Prodrive задался целью найти молодых, но перспективных пилотов, чтобы сделать из них профессионалов. И выбор пал на Колина МакРея. А кто еще из британских юниоров в то время мог похвастаться тем, что в 22 года у него на счету уже есть 7 стартов и 14 очков в чемпионате мира?

Так молодой шотландец получил заводскую поддержку команды Subaru Rally Team Europe, которая позднее была переименована в Subaru World Rally Team (с 1993 г).

 

 

 


В 1991 году МакРея, в основном, обкатывали в национальном первенстве, причем весьма успешно – четыре победы в семи гонках и чемпионский титул! А под конец сезона шотландец блеснул на Lombard RAC Rally, когда впервые возглавил гонку первенства мира! Представляете, что это было за зрелище, когда в разгар сражения за титул чемпиона мира между звездными Канккуненом и Сайнсом в лидеры неожиданно «выплывает» новичок на Subaru Legacy RS! Именно тогда про талантливого шотландца заговорил весь раллийный мир. Правда, чудо продолжалось недолго, поскольку такого темпа Колин не выдержал и сошел с дистанции.

 


Отличные результаты на национальном первенстве 1992 года принесли второй подряд титул чемпиона Великобритании! На мировых трассах все также складывалось отлично: первый в карьере подиум (второе место в Швеции. Самое интересное, что молодое дарование МакРей и не мог представить себе, что это его лучший результат на этом ралли за всю карьеру. 13 попыток и не одной победы на этом этапе, а ведь именно с него и начался его путь к олимпу), а также 34 очка и восьмая позиция по итогам сезона. А ведь шотландец выступил только на пяти этапах из четырнадцати!

 
В 1993 году экипаж Colin McRae – Derek Ringer одерживает свою первую победу в WRC. Это произошло на ралли Новой Зеландии, на все той же Legacy. Вот так открылась первая страница в книге побед величайшей раллийной команды – Subaru World Rally Team.

 



Не успела Subaru насладиться победой в Новой Зеландии, как вдруг, словно гром среди ясного неба, появляется новый автомобиль – Subaru Impreza 555 и очередной успех. Компания Prodrive в лице спонсора сигаретной марки «State Express 555» выставляет Импрезу на одно из самых сложных ралли чемпионата – ралли Финляндии. И машина сразу же берет «серебро». А привел ее на подиум легендарный финн Ари Ватанен, которого Колин считал своим кумиром.

В 1994 году к большой субаровской семье присоединяется Карлос Сайнц, на счету которого уже тогда было 2 чемпионских титула, и Дэйв Ричардс надеялся подарить ему еще «парочку». В первый сезон испанец занимает второе место, отдав корону в руки “Шевалье асфальта" Дидье Ориоля, а в 1995 году между Сайцом и его партнером по команде МакРеем разгорелась ожесточенная битва. 

 

Начав сезон с двух побед в трех ралли (Монте Карло и Португалия), Сайнц затем получил травму, упав с горного велосипеда, и отдал инициативу в руки МакРею, который за счет блестящих выступлений в конце сезона, сравнялся по очкам с «матадором». Теперь все должно было решиться, как обычно впрочем :), на домашнем для шотландца ралли RAC в Великобритании. И в это очной схватке победителем вышел Колин МакРей, который стал первым британским чемпионом мира и самым молодым за всю историю. Тогда ему было всего 27 лет! 

 



Теперь перед МакРеем были открыты все двери. Он был молод и напорист, и казалось, что чемпионский кубок еще не раз будет сиять в его руках. Но этому не суждено было случиться.
Следующие два года подтвердили закаленный характер шотландца. Дважды он был вице-чемпионом, а в 1997 году победа была так близко… Но 6 «сходов» из 14 поставили крест на возможном втором чемпионстве. А ведь не хватило всего одного очка! Наступила эпоха летучего финна из команды Mitsubishi Ralliart Томми Мякинена, которая длилась 4 года.

 

Несмотря на досадное поражение, МакРей не опустил руки, и толпы поклонников могли снова наслаждаться «безбашенным» стилем вождения уже полюбившегося шотландца, который трижды помогал команде "Субару" выиграть кубок конструкторов в 95, 96 и 97 гг. Громкие и яркие победы сменяли такие же громкие и, чуть ли, не трагичные аварии. Его жизнь постоянно висела на волоске.

 



Кроме всего прочего, в 1997 году международная автомобильная федерация (FIA) ввела новые правила, которые дали широкую свободу действий производителям в отношении их суперкаров. Так появился всем известный сегодня класс машин – WRC (world rally car), который будет отменен со следующего года, ввиду больших финансовых затрат. Но в те времена это было лишь на руку производителям.
Сменилась машина, сменился и штурман МакРея. Теперь это волшебник из Уэльса – Nicky Grist, с которым шотландец одержит свою последнюю победу в WRC на ралли Сафари 2002 г, установив тем самым мировой рекорд в 25 выигранных этапов чемпионата мира.

 



В 1998 году совместно с компанией Codemaster МакРей выпустил первую игру из серии Colin McRae Rally, где он выступил в качестве технического консультанта, а его штурман Никки Грист озвучил стенограмму. Игра буквально сметалась с прилавков магазинов!
А вот в реальном чемпионате у шотландца никак не клеилось…

Последний сезон в составе Subaru почти ничем не отличался от двух предыдущих – взлеты, падения, взлеты, падения и т.д. Правда, падений становится все больше и больше, за что Колина прозвали «МакКреш». Примечательно, что за всю свою карьеру Колину ни разу так и не удалось превысить число побед за сезон над числом «сходов».
Большие перемены коснулись не только машины и штурмана, но и планов на будущее шотландца. И он, неожиданно для всех, покидает «плеяды» и вступает в команду «голубого овала».

  

 

 

 

 

Большие надежды:
Ford (1999-2002)

 


В 1999 году настуил новый этап в жизни шотландца. От нового Ford Focus WRC, равно как и нового лидера команды Колина МакРея, ожидали многого, и поначалу эти ожидания оправдывались. Две подряд победы: на ралли Кении и в Португалии, а также четвертое место на Корсике. Едва ли шотландец поверил бы тогда, что это был его последний финиш в сезоне – 8 сходов подряд! А если еще добавить дисквалификацию на ралли Монте Карло из-за несоответствия автомобиля техническому регламенту, то в сумме сходов получается 11! Невероятно. Хуже и не придумать. 

 


После ухода Toyota из чемпионата мира в 2000 году Карлос Сайнц вернулся в Ford, но на этот раз уже скорее в роли доводчика капризной и ненадежной техники, нежели очевидного лидера команды - этот статус закрепил за собой МакРей.
Единственный и последний реальный шанс стать чемпионом мира в составе Ford выпал Макрею лишь в 2001 году – это был совершенно фантастический сезон, когда победителями этапов стали сразу восемь пилотов! На этот раз, в борьбе за титул напрямую схлестнулись оба сильнейших британских раллиста – рассудительный Ричард Бернс и взрывной Колин МакРей.

 

Мастерство МакРея просто поражает:

 

 

 

 

Все закончилось самым феерическим поражением в карьере шотландца – лидируя в чемпионате, лидируя в последней гонке сезона, на домашней трассе, для победы достаточно было лишь финишировать в очках. Но «МакКреш» снова кинулся в атаку сломя голову и в очередной раз разбил свой Ford Focus, превратив его в груду металлолома. Это инцидент окончательно похоронил все амбиции МакРея – так чемпионат мира не проигрывал еще никто!

 



В 2002 году стало заметно, что что-то поменялось в Колине. Он стал ехать стабильнее, стало меньше сходов, а в месте с ними и меньше побед. Да, это уже был не тот МакРей. Видимо, досадная потеря титула сильно ударила по самолюбию легендарного шотландца. Раллийная звезда стала угасать, что было на руку финскому пилоту Маркусу Гронхольму, у которого просто не нашлось достойных соперников.

В результате, дабы сократить расходы и увеличить финансирование работ по доводке автомобиля, босс команды Ford Малколм Уилсон решил отказаться от услуг именитых чемпионов, сделав первым пилотом молодого эстонца Марко Мартина.

 

 

 

 

 

 

Последняя попытка
Citroën (2003)

 

 

В 2003 году Колин МакРей и Никки Грист перешли в Citroen. Предполагалось, что Xsara будет более конкурентоспособна. И команда Citroen с радостью приняла к себе звезду. И причем не одну, а сразу две, т.к. за МакРеем в «двойные шевроны» отправился его старинный друг и напарник – Карлос Сайнц. Но прежних результатов чемпион 95 года уже показать не мог. А подиум на дебютном ралли в Монте Карло стал для МакРея последним в его карьере. Казалось, что Колин совсем утратил мотивацию и уверенность в своих силах. 

 

 

 

 

Закат блистательной карьеры раллиста

 

 

 

Шотландец решает взять годовой тайм-аут. Сменить обстановку, так сказать. А для этого он выбрал два марафона: Париж-Дакар и 24 часа ЛеМана. Успеха не получил, зато сделал хорошую рекламу Nissan и Ferrari. Правда, опять шотландца подвел его вечный недоброжелатель: надежность.

 



В последние годы шотландец лишь эпизодически появлялся на этапах мирового ралли. В 2005 он пилотировал Škoda Fabia WRC, а в 2006 команда Citroen Kronos предложила Колину заменить травмированного Себастьяна Лёба, который уже тогда был почти 3-х кратным чемпионом мира по ралли. Казалось бы, вот он, реальный шанс снова показать себя, но МакРей не смог оправдать надежды. Снова сход. Только уже последний. Кстати говоря, МакРей занимает второе место по числу сходов в истории WRC – 60!!! Отстав от другого сорвиголовы из Финляндии Ханну Микола всего на 1 очко. Вот такая интересная статистика.

После окончания карьеры, Колин все больше внимания уделяет бизнесу и своей семье. Он приобрел вертолет и даже получил лицензию пилота.

 

 

А еще выпустил свою именную спортивную машину под названием Colin McRae R4, на которой можно было участвовать не только в ралли, но и в кольцевых гонках и даже на "Дакаре".

 



 

 

 


Colin McRae Rally

 

 

Кроме спортивных побед МакРей оставил свой след и в компьютерном мире. Компьютерная игра Colin MacRae Rally является одним из самых реалистичных и популярных раллийных симуляторов в мире. Появившись в 1998 году, игра разошлась многомиллионными тиражами по всему миру. 

Однако первые версии CMR были скорее аркадами, чего нельзя сказать о последней – CMR Dirt 2 имеет просто ошеломляющую графику, которая позволяет почувствовать себя за рулем настоящего ралликара и полностью окунуться в атмосферу игры.

 

 

 

 

Эпилог

 

МакРея любили также за его эффектные прыжки. На спецучастке по названием Vargasen зимнего ралли Швеции есть бугор, который собирает большие толпы зрителей. Это место названо «Colins crest arena» в честь знаменитого шотландца. Каждый раз там разыгрывается награда за самый длинный прыжок, результаты которого с оперативно и достаточно точно оглашаются по микрофону. Последний раз эту награду получил араб Khalid Al Qassimi, показав прыжок длиной в 36 метров. А вот рекорд принадлежит молодому финну Микко Хирвонену, который в 2006 г. на своем Ford Focus WRC пролетел дистанцию в 40 метров.

15 сентября 2007 года вертолет, на борту которого находился сам Колин МакРей и его 5-летний сын Джонни, потерпел крушение недалеко от дома Макреев. Все, находившиеся на борту, включая друзей семьи Грема Дункана и 6-летнего Бена Порселли, погибли на месте.

 



Никки Грист, бывший штурман Колина МакРея: "Период, когда я работал с Колином, был лучшим в моей жизни. На трассе мы всегда были на пределе, а вне гонок прекрасно проводили время. Люди следили за его ездой с замиранием сердца, его будет очень не хватать. Это событие - трагедия. Но не только для спорта, но и для жены Колина - ей сейчас тяжелее всех. Она потеряла мужа и сына. Джонни обожал своего отца и проявлял живой интерес к автомобилям. Думаю, он мог бы стать достойным продолжателем гоночной династии МакРеев".

 



Подводя итог статьи, можно всерьез утверждать, что настоящий культ марки «Субару», вспыхнувший за западе в 90-е годы и частично длящийся до сих пор,  возник благодаря Колину МакРею. Именно его успехи в ралли заставили еще малоизвестную тогда японскую марку стать синонимом дорожной скорости.

 

 

Фанаты МакРея бьют рекорды

 

30 августа 2008 года поклонники творчества Колина МакРея организовали собрание в честь великого гонщика, выстроив из 1086 автомобилей Subaru его имя (COLIN McRAE) и шотландский флаг длиной в около 800 метров. Данное событие было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. А еще один мировой рекорд был установлен за крупнейший в мире парад автомобилей одной марки.

 

 

P.S. В 1996 году гонщик был удостоен титула члена рыцарского ордена Британской империи. Вечная память бесстрашному рыцарю раллийных дорог.

 




Поделиться:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com







240x350
240x180
88x31
100x100


Наши партнеры

Скоро на портале:

Ломайте стереотип. Citroen - замечательно!

Скоро на портале:

Ломайте стереотип. Citroen - замечательно!
Богдан 2110: новое прочтение классики

АВТОШКОЛА

Категория "B"
в Киеве

ТЕХОСМОТР

Государственный техосмотр авто

ASSISTANCE

Помощь в дороге

ЭВАКУАТОР

Служба эвакуации

ЭКСПЕРТ

Обучение персонала

TRADE-IN

Комиссионная площадка
Использование авторских материалов нашего сайта возможно с разрешения редакции. Редакция может не разделять мнение авторов и не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Все свои пожелания, предложения или замечания вы можете отправлять на или обращаться по тел. 38 044 428 59 60. AutoCom © 2009