Легендарный российский автобренд стремительно теряет позиции на украинском рынке. Лишь за последние полгода его доля сократилась с 20 до 14%.
В распоряжении «ДЕЛА» оказались данные об итогах автопродаж в Украине за первое полугодие 2010 года. Главная новость: лидер рынка — бренд ВАЗ — продолжает стремительно терять свои позиции. В июне его доля на украинском рынке составила 14%. Для сравнения, по итогам 2009-го этот показатель составлял около 20%, а пять лет назад российский бренд контролировал треть нашего рынка. В то же время прямые конкуренты ВАЗа в сегменте дешевых авто — автомобили ЗАЗ (Lanos, Sens, «Славута»), а также китайские бренды — стабильно держат долю на рынке. Более того, в июне количество проданных автомобилей ЗАЗ стало рекордным за последние полтора года. За прошлый месяц было продано почти 1,4 тыс. машин производства Запорожского автозавода. Доля украинского бренда за последние полтора года также стабильно росла. В начале 2009 года она составляла 6%, по итогам июня 2010-го — достигла 10%. «АвтоВАЗ», начиная с советского периода, уверенно держал первое место на украинском рынке. Но в последние годы он начал сдавать позиции потому что на первое место стали выходить такие автомобили, как KIA, Lanos», — подтверждает Александр Абаринов, Директор Ассоциации «Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами».
Ситуация, сложившаяся с острой конкуренцией ВАЗа и ЗАЗа в своем ценовом сегменте, интересна тем, что продажами этих брендов в Украине занимаются структуры, входящие в сферу интересов одного и того же бизнесмена. Корпорация «УкрАвто», подконтрольная депутату Тариэлу Васадзе, владеет Запорожским автозаводом (ЗАЗ). Параллельно эта же корпорация является одним из ведущих продавцов автомобилей «Лада» в Украине. Ее подразделение «Авто-Технология» занимается сбытом ВАЗов, собранных в нашей стране. А вот прямые поставки ВАЗов из России осуществляет компания «Торговый дом «УкрАвтоВАЗ». Ее в 90-х учредил сам российский производитель. Но пару лет назад интерес к предприятию проявили структуры, близкие к «УкрАвто». По информации «ДЕЛА», в конце 2008-го им удалось получить контроль над «УкрАвтоВАЗ». Косвенным подтверждением этого является то, что в это же время был сменен менеджмент предприятия. На смену генеральному директору Владимиру Кащееву пришел ставленник Тариэла Васадзе — Игорь Вознюк, который ранее был директором «Автомобильного центра Голосеевский», входящего в структуру корпорации «УкрАвто». Источники «ДЕЛА» на авторынке отмечают, что решение российского производителя о передаче прав на продажу своих машин фактически местному конкуренту не пошло на пользу самой «Ладе». Даже в условиях кризиса ценовая политика дилеров ВАЗа была негибкой. В то же время стоимость прямых конкурентов в ее сегменте, в первую очередь Lanos, время от времени снижалась, привлекая новых покупателей. Украинские потребители также часто ощущали дефицит автомобилей из линейки ВАЗа, чего не скажешь об альтернативных брендах. Еще один фактор, объясняющий, почему ВАЗ теряет позиции, — отсутствие привлекательных кредитных программ по этому бренду. Примечательно , что украинским автопроизводителям, в частности корпорации Тариэла Васадзе, удается вести агрессивную политику и на внешних рынках. Такие автомобили, как Lanos, наступают на «Ладу» не только в Украине, но и на родине — в России. И это несмотря на то, что «АвтоВАЗ» получает огромные финансовые вливания от государства. В частности в апреле этого года главный акционер «АвтоВАЗа» российская госкорпорация «Ростехологии» (ранее — «Рособоронэкспорт») приняла решение выделить автопроизводителю 28 млрд. руб. (около $1 млрд.).